Местный благотворительный культурно-исторический фонд памяти Первой мировой войны «КРОКІ”

О чем может рассказать табличка из Долгинова

Каркотко Андрей Юрьевич

Научный сотрудник ГУ «Вилейский краеведческий музей»

Магистр политических наук, историк

Медная табличка

Среди тысяч экспонатов, хранящихся в фондах Вилейского краеведческого музея, есть действительно уникальные предметы и документы. Среди таких экспонатов – медная табличка с трудночитаемой и неполной надписью: «…1915 г. 76 нижних чинов 115 пех. Вяземского ген. Несветава[1] полка. Крест сооружен усердием р.{ядового} 95 хлеб.{опекарни} Карпом Голодудко».

Медная табличка на кресте на братской могиле на военном кладбище в Долгиново. Фотография Владимира Богданова, 2004 г.
Медная табличка на кресте на братской могиле на военном кладбище в Долгиново. Фотография Владимира Богданова, 2004 г.

На обратной стороне также есть надпись. Там написано: «… Спите братия наши и Опочивайте ибо Вы Умерли смертью Героя Защищая Православную Веру и Русь Свят.{ую} Начало войны 1914 г. июля 18 дн.{я} Воз. Памя.{ти} в 1916 г. мая Гдн. 1915 14 с.{ентября} 76-ть человекпокоится.»

Эта табличка до 2011 года находилась на металлическом кресте в центре воинского кладбища, расположенного в агрогородке Долгиново Вилейского района Минской области.

Возникает вопрос: зачем сняли табличку, и как она попала в музей? С креста её снял ксёндз Алоиз из костёла Святого Станислава в Долгинове. Он заметил, что неизвестные пытались сорвать эту табличку. Скорее всего, её хотели сдать в пункт приема вторсырья, так как она изготовлена из медного сплава. Поэтому ксёндз Алоиз снял её и передал на хранение в Вилейский краеведческий музей.

В музее она демонстрировалась на временной экспозиции «Две войны – память одна».

Фрагмент экспозиции «Две войны – память одна»

О чем же может рассказать табличка? О многом. Прежде всего, она говорит о большом бое, который произошел в сентябре 1915 года в окрестностях местечка Долгиново. Также из текста можно узнать название воинской части, которая там воевала.

Воинское кладбище в Долгиново

Воинское кладбище в агрогородке Долгиново очень интересное. Его уникальность заключается в том, что на его территории нашли последний приют солдаты противоположных сторон, погибшие в ходе трех войн, прокатившихся в той местности в ХХ веке. 

Вид на придорожную каплицу и воинское кладбище в Долгиново. Фотография Владимира Богданова, 2004 г.

Воинское кладбище расположено в агрогородке Долгиново у автодороги на юго-восточной окраине, возле каменной придорожной часовни. Оно обнесено капитальной оградой, пристроенной к часовне. На участке примерно 20х15 м установлены более двух десятков стандартных бетонных крестов с надписями на польском и немецком языках. Бетонные кресты были поставлены Польской администрацией при обустройстве кладбища в 20-30-х годах ХХ века.

Основная часть захоронений относится к периоду советско-польской войны 1919-1920 гг, причем здесь похоронены солдаты обеих сторон этого вооружённого конфликта. Надписи на крестах это подтверждают, на них можно прочесть: «4 neznanych zoln. bolszew. 1920» (4 неизвестных солдата большевика, 1920 г.), «2 neznanych zoln. W.P. 1920» (2 неизвестных солдата Войска Польского, 1920 г.).

Могилы погибших в советско-польской войне. Фотография 2014 г.

Также здесь находится несколько захоронений Первой мировой войны: братская могила российских солдат и несколько могил немецких солдат, погибших в 1915 году и умерших в 1918 году.

В центре кладбища на длинной огороженной могиле сохранился старый металлический крест высотой около 2 м, на котором до 2011 года находилась та самая медная табличка.

Вид над придорожную каплицу и братскую могилу 76 нижних чинов 115 пех. Вяземского ген. Несветаева полка. Фотография 2014 г.

Также рядом с большой братской могилой находится еще несколько братских могил поменьше, никак не отмеченных надписями. Можно предположить, что в них также были похоронены русские солдаты, погибшие в сентябрьских боях около Долгиново. По другой версии тут похоронены мирные жители, убитые в годы Великой Отечественной войны.

В сентябре 2017 года на кладбище были подзахоронены 5 польских пограничников, погибших в сентябре 1939 года в бою с красноармейцами у заставы в деревне Погост. 

Захоронение находится в удовлетворительном состоянии, регулярно досматривается. В 2020 году запланирован ремонт на этом кладбище.

Бой под Долгиновым.

Бой у местечка Долгиново произошел в ходе ликвидации Свенцянского прорыва, совершенного германской армией. Эта битва также называется Виленским сражением, которое происходило с 8 сентября 1915 года по 2 октября 1915 года.

В ходе Свенцянского прорыва главный удар по русской армии наносила 10-я германская армия, которой командовал генерал Эйхгорн. Германское командование планировало обойти Вильно с севера и окружить сосредоточенные в плотной группировке к северо-западу от Вильно силы 10-й русской армии генерала Радкевича. При успехе первого этапа операции немецкие армии планировали прорваться к Минску и взять основные силы русского Западного фронта в кольцо. Армия Эйхгорна наносила удар из района Ковно в обход Вильно с севера и далее на юго-восток.

Битва под Вильно. Положение войск на 26 сентября 1915 года. Немецкая схема из книги «Великая война 1914-1918»

Именно местечко Долгиново и деревня Погост и были последними населенными пунктами, которые удалось захватить немецким войскам в ходе Свенцянского прорыва. Хотя 19 сентября 1915 года отряд немецких конных егерей пробрался в русский тыл к линии железной дороги Минск–Смоленск и испортил путь в районе станции Смолевичи.

Местность у местечка Долгиново. Схема из немецкой полковой истории 18-го драгунского полка

Но здесь, в районе Долгиново немецкие солдаты из 4-й, 9-й и Баварской кавалерийских дивизий смогли закрепится, вырыв окопы по правому берегу реки Вилия. И русским солдатам была поставлена задача любыми силами выбить противника оттуда. Вначале против немцев действовал 1-й конный корпус, которым командовал генерал Орановский. Но русской кавалерии без поддержки артиллерии и пехоты не удавалась переправиться через Вилию и оттеснить противника. И только с подходом подразделений 20-го армейского корпуса русским удалось провести наступление и освободить Долгиново. 

Герои боя

В бою 14 (27) сентября 1915 года[2] солдаты и офицеры 115-го пехотного Вяземский генерала Несветаева полка показали свои лучшие качества. Многие солдаты и офицеры получили почетные георгиевские награды за бой у Долгиново и его окрестностей.

Так, командир одной из рот 115-го пехотного Вяземский полка Грущинский Гелиодор Станиславович по итогам боя был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В приказе о его награждении было записано: «За то, что, будучи в чине Прапорщика, в бою 14-го Сентября 1915 года у д. Жизнево-Гришкевичи, находясь под сильным перекрестным ружейным и пулеметным огнем, с командуемой им ротой ворвался в сильно защищаемые противником деревни, выбил его оттуда, захватив действовавший пулемет и пленных».

Нижние чины тоже не остались без наград. 18 ноября 1915 года приказом по 20-му армейскому корпусу №302 многие из них были награждены Георгиевскими наградами. Георгиевский крест 1-й степени получили два подпрапорщика, 2-й — один старший унтер-офицер, 3-й – семеро, и 4-й – 22 солдата.

Еще 22 нижних чина были награждены Георгиевскими медалями (степенной медалью «За храбрость»). Один получил медаль «За храбрость» 1-й степени, двое — 3-й, а остальные 4-й степени.

Прапорщик 115-го пехотного Вяземского генерала Несветаева полка Сергеев Алексей Петрович. Фотография из РГВИА

Подробности боя можно узнать из описаний подвигов, за которые солдаты и унтер-офицеры получили свои награды. Обо всех героях рассказать нет возможности, приведём лишь несколько примеров.

Так, подпрапорщик 115-го пехотного Вяземского генерала Несветаева полка Сергеев Алексей Петрович получил свой Георгиевский крест 1-й степени, за то, что: «14 сентября с.г. в бою у местечка Долгиново, наступая на укрепленные д.д. Камено и Гришкевичи, повел вверенную ему полуроту на превосходящего силами противника, выбил его из занимаемых им высот и, оставив заслон силою в один взвод, с оставшимся у него взводом повел в атаку на д. Жезнева во фланг противника под сильным ружейным пулеметным и артиллерийским огнем противника, первый поднялся и, увлекая живым примером свой взвод, несмотря на превосходство сил противника, выбил его из занимаемой им деревни. В этой же атаке был серьезно ранен, однако, чтобы не смущать людей, несмотря на раны, повел взвод в атаку на д. Гришкевичи. Ворвался в деревню, привел противника в замешательство, и этим только дал возможность наступающим во фронт взять дер. захватить пулемет и 24 человека пленных».

Георгиевской медалью 1-й степени был награжден исполняющий должность младшего медицинского фельдшера Чернышев Иван Федорович, за то, что: «В бою 14 сентября с.г. {1915}, под мест. Долгиново, находясь в дер. Погост с разрешения врача добровольно отправился на поле сражения под сильным и действительным ружейным и пулеметным огнем, оказал медицинскую помощь тяжелораненному подп. Гильдебранту, перевязав которого, вместе с фельдшером Волковым доставил на перевязочный пункт полка». Вынесенный ими с поле боя подполковник Гильдебрандт Борис Федорович был отправлен в госпиталь в соседнее местечко Илья, там он скончался от полученных ран и был похоронен. 

Подпрапорщик 115-го пехотного Вяземского полка Шороп Марк Андреевич к этому времени был награжден всеми степенями Георгиевского креста. Поэтому за боевые отличия, а именно: «14 сентября 1915 года в бою под м. Долгиново за проявленное мужество, храбрость и отвагу» он был произведен в первый офицерский чин прапорщика.

ШОРОП Марк Андреевич
Прапорщик 115-го пехотного Вяземского полка Шороп Марк Андреевич. Фотография из РГВИА

Погибшие и их могилы

Как известно, на войне не бывает без потерь. Вот и бой под Долгиново для многих солдат и офицеров оказался последним. В этих боях безвозвратные потери в 115-м пехотном Вяземском полку составили более 100 человек. Которых, согласно архивным документам, захоронили на сельском кладбище в деревне Жизнова и у придорожной часовни в местечке Долгиново.

Фрагмент архивного документа с указанием мест погребения погибших

С захоронением у деревни Жизнова удалось разобраться. Могила, отмеченная на схеме, сохранилась до наших дней и состоит на государственном учете.

11. сх4. Жизнова
ПОДПИСЬ ФОТО

Первоначально на могиле была надпись: «115 пех. Вяземского полка геройски павшие в бою под деревней Жизнова 4-й роты прапорщик Никаноров и 10 н.[нижних] ч. [чинов] 14 сентября 1915 года». По журналу потерь «Потери 115 пехотного полка 1914-1917 гг. Список «№28» (подано 28 сент. 1915 считано 3 авг. 1915)» и «Метрической книги полковой церкви 115-го пехотного Вяземский генерала Несветаева полка» имена и фамилии всех 11 погибших удалось установить.

Братская могила в д. Жизнова. Фотография 2020 г.
Братская могила в д. Жизнова 2021
Братская могила в д. Жизнова. Фотография 2021 г.

А вот с установлением фамилий 76 погибших и похороненных в Долгиново возникли трудности. При изучении двух вышеприведённых документов в том бою погибли 92 человека, причем они были представителями разных религиозных конфессий (православные, католики мусульмане, иудеи, лютеране, старообрядцы).

Архивная схема воинского захоронения у м. Долгиново.
Схема из РГВИА с обозначением воинского захоронения у м. Долгиново

Поэтому пока непонятно, кто именно был похоронен в братской могиле под металлическим крестом. Возможно, там похоронили только православных, ведь на фотографии 1916 года на могиле виден православный крест.

Вид на придорожную часовню и воинское захоронение у м. Долгиново. Осень 1915 г. или весна 1916 г. Фотография с сайта vdkm.limis.lt

Возможно солдат остальных конфессий погребли в соседнюю или соседние братские могилы. Напомню, что рядом с могилой, на которой был установлен крест с табличкой, есть и другие. Возможно, эти могилы и предназначались для лиц нехристианского вероисповедания, мусульман и иудеев. А так, как они не были христианскими, то польские власти при обустройстве кладбища кресты на них не ставили и основания могил не бетонировали.

Теперь непосредственно нужно сказать о медной табличке и ее появлении на братской могиле.

После освобождения Долгинова фронт отошел на несколько десятков километров на запад. В местечке стали дислоцироваться русские тыловые части и учреждения, а также различные воинские подразделения, выведенные в тыл на отдых и после боев. Одной из таких тыловых частей, расквартированной в 1916 году в Долгиново, была 95-я полевая хлебопекарня, в которой служил рядовой Карп Голодудко. Он нашел медную пластину и решил в память о погибших товарищах сделать табличку. А еще кто-то, хорошо знавший кузнечное дело, соорудил металлический крест. Этот крест заменил деревянный, установленный первоначально в 1915 году на братской могиле погибших солдат из 115-го пехотного Вяземский генерала Несветаева полка.

Вот такую интересную историю нам рассказывает непримечательный на первый взгляд экспонат. 

Сноски

1.Пётр Данилович Несветаев (?—1808) — генерал-майор, герой Кавказской войны. Имя Несветаева было присвоено 115-му пехотному Вяземскому полку, унаследовавшему старшинство старого Саратовского полка, и с 27 декабря 1914 г. эта воинская часть стала именоваться 115-й пехотный Вяземский генерала Несветаева полк.

2. Бой у Долгинова произошел 14 сентября 1915 года по старому стилю. Поэтому в цитируемых документах указана такая дата.

Закрыть меню