Местный благотворительный культурно-исторический фонд памяти Первой мировой войны «КРОКІ”

Французский авиационный дивизион

Марат ХАЙРУЛИН

Историк авиации, г. Москва.

Французские лётчики и механики поступали на русскую службу добровольцами ещё с начала войны. Среди них были известные лётчики Альфонс Пуаре и штабс-капитан Пётр (Пьер) Грезо — оба из 2-го армейского авиаотряда. Их боевая работа была отмечена многими российскими орденами, включая орден Св. Георгия 4-й степени и Георгиевское оружие. Жорж Приест (George Priest) был механиком известного пилота Е. Р. Шпицберга.

Альфонс Пуарэ. 1915 г.
Военный лётчик прапорщик Альфонс Пуарэ. 1915 г.
Французские лётчики Жануар и Пуарэ
Французские лётчики Жануар и Пуарэ в форме русских авиаторов. Этот снимок был помещён в журнале «Искры» (№ 21 от 31 мая 1915 г.) с аннотацией: «В Москву на несколько дней приехали по делам службы находившиеся в рядах русской армии французские лётчики Жануар и Пуарэ. Ещё до войны и Жануар и Пуарэ были знаменитостями. Жануар совершил исторический перелёт из Парижа в Петроград, Пуаэре в целом ряде городов, в том числе и Москве, совершал головоломные полёты на Фармане. Теперь Пуарэ опять в Москве. Синяя куртка военного покроя заменила былой костюм «штатского» пилота. На плечах — погоны прапорщика авиации. На груди — четыре Георгиевских креста. Пуарэ загорел, возмужал, выглядит, пожалуй, старше своих 30-ти лет, но и после 9-ти месяцев войны так же весел, остроумен, жизнерадостен, как и прошлой весной. Первый Георгиевский крест Пуарэ получил за Сольдау, второй — за битву под Варшавой, третий и четвёртый — во время боёв под Лодзью»

Тридцатого апреля 1916 года между русским и французским правительствами был заключён контракт о работе французской авиационной миссии в России. При её содействии прибывающие в Россию французские механики, лётчики и наблюдатели распределялись в авиационные школы (Севастопольскую, Одесскую и Кавказскую), тыловые подразделения — авиационные роты и авиационные и моторные заводы. Часть из них были направлены в действующую армию. Так, в апреле 1916 года в русской армии служили 20 су-лейтенантов, из них 10 лётчиков и 10 наблюдателей, для обслуживания их самолётов на службу были приняты также 10 французских механиков из нижних чинов. В середине 1916-го в 5-м и 6-м авиадивизионах Северного фронта числилось по четыре лётчика и механика, три наблюдателя, в 10-м авиадивизионе Западного фронта — четыре наблюдателя, пять лётчиков и один механик, в 7-м и 8-м авиадивизионах Юго-Западного фронта — по три лётчика и наблюдателя и четыре механика[1].

Приказ начальника управления ВВФ (№23 от 15 июня 1916 г.) о прикомандировании 20 французских авиаторов к русским авиачастям

Участие французских авиационных отрядов на Восточном фронте обсуждалось ещё при Государе Императоре Николае II в конце 1916-го, тогда же было принято положительное решение относительно французского авиационного дивизиона: «Его Императорское Величество выразил своё удовольствие по поводу сделанного предложения и изволил дать своё согласие на посылку в Россию двух авиационных отрядов: одного корпусного и одного истребительного — как это предложено Генрихом Берже»[2]. Согласно предложению французского правительства майор Берже доставляет в Россию по одному истребительному авиационному, армейскому авиационному отряду, топографическому, фотографическому отделению и один парк в эшелоне. Всего 45 офицеров, 260 нижних чинов, 15 истребителей «Спад» или «Ньюпор», 15 «Сопвичей».

Чтобы быть независимыми от русского снабжения и ремонта, французы планировали привезти в Россию свой подвижной авиапарк и авиабазу. В автопарк французского истребительного авиаотряда по штату полагалось два легковых, три грузовых автомобиля и девять (!) тракторов. Последнее на русском фронте было просто «нереальной фантастикой», в лучшем случае французы могли рассчитывать на пару- другую крестьянских волов.

Согласно распоряжению великого князя Александра Михайловича «эти части будут направлены в Киев (для перегруппировки). Согласно предложению Великого Князя отряды будут работать на Юго-Западном фронте. Командовать ими будет Берже. Первый эшелон отправился из французского Бреста 1 февраля нового стиля, последний будет отправлен через 10—15 дней. С Берже пребывают капитаны Ное, Лорен, Дутенль, Балавуан; поручики Бенвимер Денис, Рожер, Моро, Сюрмеир. Доктора майоры Маньи и Дегендон и 34 подпоручика»[3].

В апреле 1917-го пакетбот «Флора» доставил французских лётчиков в Мурманск (порт Романов), далее их эшелон проследовал через Москву в Киев.

Прием французских авиаторов, одетых в русскую форму, в торговом саду в Киеве. Фотография с сайта http://albindenis.free.fr
Прием французских авиаторов Великим князем Александром Михайловичем, одним из основателей российской военной авиации и генеральным инспектором российской военной авиации. Фотография с сайта http://albindenis.free.fr

Здесь в «Авиаканце» французский авиадивизион получил приказ двигаться на фронт и расположиться в районе Бучач. Истребительная эскадрилья N581 под командованием лейтенанта Гюдона насчитывала десять лётчиков (шесть офицеров и четыре сержанта), четыре офицера-наблюдателя и три пулемётчика. На её вооружении было восемь истребителей «Ньюпор-17» и семь истребителей «Спад-7». Разведывательная эскадрилья SOP582 под командованием капитана Балавуана насчитывала десять лётчиков (два офицера и восемь сержантов и старших унтер-офицеров), четыре офицера-наблюдателя и два пулемётчика. Она была вооружена двухместными самолётами-разведчиками: восьмью «Сопвич полуторастоечный» и семью «Доран AR.1» (получение последних документами не подтверждается).

В середине мая 1917-го эскадрилья N581 прибыла на Юго-Западный фронт в район 7-й армии и разместилась у г. Бучач, однако здешний аэродром периодически подвергался налётам неприятельской авиации и был удалён от передовой. Двадцатого мая эскадрилью перевели юго-восточнее на 15 километров ближе к фронту на аэродром у Чорткова. По другим данным, французский дивизион, прибывший на станцию Езержаны 2 июня, был переведён на аэродром в Доброводах[4]. Её лётчики должны были сопровождать разведывательные самолёты из эскадрильи SOP582. Они совершили лишь несколько совместных полётов в июне, так как из-за неопытных молодых пилотов многие из «Сопвичей» были выведены из строя. Некоторым французским наблюдателям пришлось перейти к соседям. Недалеко стоял английский отряд майора Валентайна, и ему как раз не хватало наблюдателей для полётов на разведчиках RAF ВЕ2. Приданные этому отряду для корректировки русские офицеры плохо знали английский, и французы стали для них хорошими переводчиками.

Пятого июня 1917 года лётчики французского авиадивизиона одержали первую победу на Восточном фронте. Согласно официальным сообщениям русского командования, «на фронте Особой армии за день произошло 10 воздушных боев, в бою севернее Брзежан самолёт противника по свидетельству войск сбит нашим самолётом и упал в ближнем тылу противника. У станции Мечищув, что севернее Брзежан, выполнявший фотографирование поручик французской службы Денис был атакован двумя истребителями противника, вступил в бой и сбил одного из них, который по сообщениям наших войск опустился в двух верстах западнее дер. Лапшин»[5]. Лейтенант Денис был офицером-наблюдателем эскадрильи SOP582 французского дивизиона, фамилия французского лётчика из солдат не была указана.

Вскоре истребительную эскадрилью N581 передали в состав 1-й боевой авиагруппы под командованием знаменитого русского аса А. А. Козакова. С этого времени началась интенсивная боевая работа на фронте. Французские лётчики летали на барражирование указанных штабом секторов, на сопровождение русских разведчиков и корректировщиков. Кроме этого, им пришлось также оборонять свой аэродром от налётов австрийской авиации.

В конце июня 1917 года на Юго-Западном фронте началось наступление русских войск. В направлении Львова наступали 11-я и 7-я армии, а 8-я армия — на Калуш. Войска Северного, Румынского и Западного фронтов осуществляли вспомогательные удары. Лётчики французского дивизиона активно участвовали в этом наступлении на фронте 7-й армии. Однако вскоре австро-германское командование нанесло контрудар по правому флангу Юго-Западного фронта. Неприятельские войска, прорвав фронт 11-й армии 19 июля, продолжили наступление в последующие дни и вынудили отойти части 7-й и 8-й армий. Успеху противника способствовал совершенный развал русской армии. Целые полки без приказа покидали окопы. Войска противника, встречая незначительное сопротивление, продвинулись через Галицию, и 28 июля русские войска остановились на линии Броды, Збараж, река Збруч.

Наступление противника в районе оз. Демьяны пытались остановить бельгийский отряд бронеавтомобилей и женский батальон, но это не остановило русские отступающие войска. Несмотря на отступление, лейтенант Илиакуэр из SOP582 корректировал огонь артиллерийских батарей в районе Тростянец до последней возможности. Лейтенант Фей из истребительной эскадрильи N581 «во время воздушной разведки 20-го июля 1917 года атаковал два неприятельских самолёта и пулемётным огнем сбил одного из них. Сбитый самолёт упал в расположении противника. Раненый пулей в правое бедро, он продолжал бой с другим противником и, выполнив разведку, вернулся в наше расположение»[6]. За этот бой Мануэль Жан Огюст Фей был награждён орденом Св. Георгия 4-й степени[7].

С отступлением русских войск из Галиции началась эвакуация французского дивизиона. Эскадрильи SOP582 (аэродром Черемхов) и N581 (аэродром Холотце) были эвакуированы в Бучач и отправлены оттуда эшелоном на Езержаны, так как дорога на Подгайцы была забита бежавшими дезертирами и движение по ней было заблокировано. Несмотря на всеобщую панику, царившую вокруг, французам удалось эвакуировать почти всё имущество, оставив лишь несколько аэродромных палаток. Лакман, несмотря на ранение, сумел перелететь на новый аэродром на истребителе Гюдона, чтобы не оставить его противнику. Двадцать второго июля французские лётчики прибыли в Чортков. Здесь пришлось сжечь два самолёта, разбитых после капота. Известно, что на одном из них («Сопвич» S1517) скапотировал лейтенант Вернхайль, но остался жив.

В пути французы пережили немало приключений. Эшелон приходилось постоянно охранять от дезертиров и беженцев, десять сержантов с оружием едва справлялись с этим, но в конце концов часть эшелона была ими всё-таки захвачена. Боеприпасов для стрелкового оружия почти не осталось, но патроны легко выменяли у пьяных солдат за два литра водки. Паровозная бригада сбежала на одной из станций, и французам самим пришлось их заменить.

На следующий день, 23 июля, эшелон c оставшимися пятью «Ньюпорами», двумя «Спадами» и пятью «Сопвичами» прибыл в Гусятин. Здесь в пригороде в тот же день самолёты собирают, на следующее утро Лакману удается пополнить запасы масла и бензина. Лётчики дивизиона должны были лётом добраться до нового аэродрома в районе Ярмолинцы, а эшелон 26 июля двинулся на Проскуров и Жмеринку и через три дня, преодолев более 100 километров, прибыл на место. К этому времени фронт стабилизировался и лётчики возобновили боевые полёты. Обе эскадрильи остались в Ярмолинцах до 12 августа, а затем перелетели на новый аэродром в Каменец-Подольский, где были подчинены штабу 3-го Кавказского армейского корпуса и выполняли разведку левого берега Днестра. Авиаторы эскадрильи SOP582 часто вылетали на фотографирование позиций и получили задание от штаба 7-й армии создать подробную топографическую карту указанного района.

Лётчики истребительной эскадрильи N581 вылетали на охрану фотографирующих самолётов и устроили охоту за привязными аэростатами противника. В последнем случае они часто использовали для поражения аэростатов ракеты Ле-Приера. Так, 19 августа «в 18 часов 45 минут французский лётчик лейтенант Лакман атаковал неприятельский привязной аэростат у фермы Блиановка, что юго-восточнее дер. Мельница (25 вёрст западнее Каменец-Подольска). Аэростат стал быстро снижаться, лётчик Лакман, пикируя с 1800 до 600 м, зажёг его ракетами, после чего последний, объятый пламенем, упал, а находившиеся в нём два наблюдателя выпрыгнули из корзины на парашюте». За этот бой Жорж-Марсель Лакман (Лякман) был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени[8].

«Прошу передать лейтенанту французской службы Лакману моё приветствие по случаю сбития им неприятельского аэростата», — телеграфировал командующий авиацией Ткачёв 21 августа[9].

«Спад-7» из французской истребительной эскадрильи N581. На стойках крыльев укреплены по три направляющих трубки для ракет «Ле-Приера», пулемёт на верхнем крыле снят для облегчения веса. Юго-Западный фронт. Лето 1917 г.

Меньше повезло день спустя командиру эскадрильи N581 капитану Де Гедону, который в 7 часов утра «атаковал у земли привязной змейковый аэростат в районе станции Тересип, что западнее Лапковце и выпустил в него безрезультатно 6 зажигательных ракет. Когда капитан Де Гедон хотел улететь, остановился мотор и он вынужден был снизиться и катиться несколько секунд по земле. К счастью, мотор снова заработал и капитан Де Гедон перелетел неприятельские позиции на высоте 50 метров, аппарат при этом получил несколько пулевых пробоин».

Приведём несколько победных сводок о действиях французских лётчиков на нашем фронте.

Пятого сентября 1917 года «около 12 часов французский лётчик лейтенант Лакман в районе Шиуроцы-Зарожены атаковал самолёт противника и преследовал его с 3500 до 800 м. При преследовании самолёт противника, круто снижаясь, выбросил пулемёт. На высоте 100—200 метров аппарат противника выровнялся и, обстреливаемый ружейным огнём наших войск, снизился за передовой линией окопов в своём расположении»[10]. Согласно приложению к разведсводке штаба Юго-Западного фронта № 252 от 13 сентября: «один аппарат был снижен 5-го числа лейтенантом французской службы Лакманом. Причём при спуске неприятель выбросил пулемёт, а сам сел за первой линией окопов, видимо получив серьёзные повреждения»[11]. Вскоре разведывательная эскадрилья понесла первую потерю: в бою погибли су-лейтенант Шалье и его русский офицер-наблюдатель.

Двадцатого сентября «доблестный французский лётчик лейтенант Лакман после короткого боя сбил второй по счёту самолёт противника, упавший в районе дер. Малинцы (северная Галиция) за линию окопов противника»[12].

Двадцать пятого сентября «французские лётчики Лакман и Кудурье восточнее Шустовки сбили на высоте 4560 метров немецкий двухместный самолёт, который упал у северной окраины дер. Залесье и сгорел»[13].

Двадцать восьмого сентября «в районе Гусятина поручик Кудурье атаковал самолёт противника типа «Гальберштадт», но сам был атакован тремя самолётами такого же типа. Бой продолжался 25 минут, самолёт поручика Кудурье получил серьёзные повреждения, и он был вынужден уйти без боя»[15].

Третьего октября «доблестный лётчик французской службы лейтенант Лакман атаковал у дер. Мельницы в 30 верстах западнее Каменец-Подольска неприятельский привязной аэростат и сжёг его. Считая три сбитых самолёта противника и два сожжённых аэростата, это его пятая победа»[15].

Таким образом, лейтенант Жорж Марсель Лакман стал первым «русским» асом истребительной эскадрильи N581 (три победы он одержал на Западном фронте до прибытия в Россию). На 23 октября эта эскадрилья располагалась в Каменец-Подольске.

Десятого ноября 1917 года «лётчик 581-го французского истребительного авиаотряда лейтенант Кудурье в районе станции Волочиск атаковал и после короткого боя в 16 часов сбил самолёт противника — германский «Румплер»[16]. Он «упал в районе дер. Иванувка, что северо-западнее м. Тарноруда, аппарат сгорел. Два лётчика-германца (из 21-го разведывательного авиаотряда. — Прим. авторов) взяты в плен»[17]. Это была третья победа лейтенанта Кудурье.

Восемнадцатого ноября «в районе Волочиска лётчик 581-го французского истребительного авиаотряда лейтенант Кудурье вступил в бой с неприятельским самолётом, во время преследования неприятель был сбит и упал в своём расположении у дер. Сороцка (12 вёрст северо-восточнее Трембовли) и разбился. Падение противника было проверено на следующий день контрольным полётом наших лётчиков. Четвертая победа Кудурье»[18].

Всего за полгода боевых действий лётчики французского авиационного дивизиона одержали 11 побед на русском фронте. Истребительный отряд N581 эшелоном был отправлен с фронта и 15 декабря 1917-го прибыл на аэродром под Киевом.

А разведывательная эскадрилья ещё 7 октября 1917 года была отправлена с фронта в тыл и размещена в Симферополе, где было решено создать школу воздушного боя.

Приказом генерала Табуи 6/19 февраля 1918 года истребительная эскадрилья N581 была расформирована. Ей и разведывательной эскадрилье SOP582 было приказано покинуть Украину, охваченную Гражданской войной, и двигаться в Москву под защиту дипломатической миссии. После подписания позорного Брестского мира 3 марта 1918 года и выхода большевистской России из войны миссия французских лётчиков на Восточном фронте окончательно подошла к концу и они были отправлены с большим трудом во Францию через Мурманск.

На Румынском фронте три эскадрильи французской авиации первоначально действовали самостоятельно, фактически не подчиняясь ни румынскому, ни русскому командованию. За дело взялся Александр Михайлович, решив навести порядок в данном вопросе. Из сообщения «Авиаканца» от 12 февраля 1917 года: «Три эскадрильи французских лётчиков переходят в Галац (из Текучиу, где они были в Румынии) и направляются для работы на фронте армии. Работа французских лётчиков нам была бы полезна в секторе 24-го и 4-го армейских корпусов, конечно, при условии поддержания ими связи со штабом армии и методического исполнения даваемых заданий, чего сейчас нет. До настоящего времени французские лётчики со штабом армии связи не имеют, донесений не дают. Работа их в армии представляется случайной и поэтому не может приниматься Генквармом (генерал-квартирмейстер штаба армии. — Прим. авторов) в расчёт при распределении авиационным задач. Для пользы дела считаю совершенно необходимым, чтобы французские эскадрильи на общем основании подчинялись командирам авиационных дивизионов и Генкварму. АЛЕКСАНДР»[19]. Слишком независимое поведение французских лётчиков на Румынском фронте и их отказ подчиниться русскому командованию вызвали неудовольствие Великого князя Александра Михайловича. В конце концов была достигнута договорённость, что их автономность останется на уровне эскадрильи, где французское командование может принимать самостоятельные решения после получения заданий от штабов русских армий. С русской стороны гарантировалось материально-техническое снабжение и другая помощь (дислокация, связь, координация действий с русскими лётчикам и т.д.). С прибытием весной 1917 года французского дивизиона в Россию снабжение эскадрилий французских лётчиков Румынского фронта перешло в его ведение.

На Румынском фронте действовал также франко-румынский авиационный отряд, его возглавлял «директор франко-румынской авиации полковник французской службы Де Верньет»[20], 7-й французский авиаотряд и французский отряд «БМ8». Сохранились подробные отчёты (на французском языке) о выполненных воздушных разведках французских лётчиков из эскадрильи № 10.

Французский пилот лейтенант (подпоручик) Грассэ, прикомандированный к управлению 7-го авиадивизиона стоит у своего истребителя «Ньюпор-11» (с серийным номером N1213). Юго-Западный фронт. Июль 1916 г.

На Русском фронте победу одержали также другие французские лётчики. Так, лейтенант Эме Грассе, прикомандированный к русскому 7-му авиадивизиону, сбил 8 января 1917 года «германский аппарат, который кувыркался и штопором разбился на окопах противника на глазах всей первой линии у дер. Скоморохи (Нове) на р. Нараюв»[21]. Грассе был награжден за этот бой орденом Св. Георгия 4-й степени.

Тридцать первого марта 1917 года на Румынском фронте «французский лётчик подпрапорщик Реваль Тиссо около 17 часов 30 минут на истребителе атаковал немецкий самолёт типа «Альбатрос», который корректировал стрельбу, и сбил его, аппарат упал в расположение немцев в 3 верстах западнее д. Пареипани»[22].

Двенадцатого июня 1917 года «лётчик французской службы сержант Маншулас сбил после короткого боя «Авиатик», который упал в райне переправы у Чиуслей (Румынский фронт). Лётчик убит, наблюдатель тяжело ранен»[23].

В 6-м авиационном отряде истребителей летом и осенью 1917-го служили два французских лётчика: су-лейтенанты французской службы Генрих Августович Мутак (Муташ) и Марсель Филипп Пайэт. Они провели много воздушных боёв, один из которых закончился победой. Первого мая 1917 года в 19 часов 10 минут Мутак сбил самолёт в районе дер. Большой Обзир. В тот день для преследования двух самолётов противника вылетели су-лейтенант Мутак и командир отряда поручик Легат. В районе Большой Обзир Мутак атаковал неприятельский самолёт, который упал, окутанный дымом, в расположении противника в ближайшем тылу.

Сноски:

[1]  Приказ начальника Управления военного воздушного флота за № 23 от 15 июня 1916 г.

[2] РГВИА. Ф. 2003. Оп. 1. Д. 1224.

[3] Там же.

[4] Там же. Ф. 13884. Оп. 1. Д. 7.

[5] Там же. Ф. 2148. Оп. 1. Д. 765.

[6] Там же. Ф. 2129. Оп. 2. Д. 52.

[7] Приказ по 7-й армии № 1765 от 31 октября 1917 г.

[8] Там же.

[9] РГВИА. Ф. 2077. Оп. 1. Д. 18. Л. 339.

[10] Там же. Ф. 2148. Оп. 1. Д. 764.

[11] Там же. Ф. 2077. Оп. 1. Д. 451. Л. 16.

[12] Там же. Ф. 2148. Оп. 1. Д. 764.

[13] Там же. Д. 771.

[14] Там же. Ф. 2077. Оп. 1. Д. 451. Л.17.

[15] Там же.

[16] Там же. Д. 18. Л. 458.

[17] Там же. Ф. 2148. Оп. 1. Д. 771.

[18] Там же. Ф. 2077. Оп. 1. Д. 451 (Приложение к разведсводке штаба ЮЗФ № 262 от 22 ноября 1917 г.).

[19] Там же. Ф. 2003. Оп. 1. Д. 1224.

[20] Там же. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 377.

[21] Там же. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 3546.

[22] Там же. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 377.

[23] Там же.

Закрыть меню