Местный благотворительный культурно-исторический фонд памяти Первой мировой войны «КРОКІ”

Смотр войск 2 армии на станции Вилейка 23 декабря 1915 года

Каркотко Андрей Юрьевич. 

Магистр политических наук, историк

В конце декабря 1915 года, накануне Рождества, Верховный главнокомандующий русской армии Император Николай II провел ряд смотров войск армий Западного фронта.

21 декабря 1915 года (тут и далее даты даны по старому стилю) прошел смотр войск 4-й армии возле станции Погорельцы (сейчас Несвижский район).

22 декабря 1915 года провел смотр войск 10-й армии на станции Уша Вилейского уезда (сейчас Молодеченский район). Ближе к вечеру после смотра царский поезд прибыл на ночевку, на станцию Ратомка, чтобы рано утром отбыть на станцию Вилейка.

Офицеры, солдаты, почётный караул от 113-го пехотного Старорусского полка на перроне станции «Вилейка» в ожидании прибытия императорского поезда.

23 декабря 1915 года на железнодорожной станции Вилейка император Николай II провел высочайший смотр войск 2-й армии Западного фронта. В Санкт-Петербурге в Центральном государственном архиве кино фото фоно документов (ЦГАКФФД) хранятся фотографии и схемы, сделанные в ходе этих декабрьских смотров. Благодаря фотографиям мы знаем не только как происходили эти смотры, но и кто на них присутствовал. А благодаря схеме (крокам местности) можно точно узнать место, где происходило это событие и какие части приняли в нем участие и где на смотре они располагались.

Император Николай II приветствует почетный караул на перроне железнодорожной станции Вилейка 

Важным источником описывающим эти события, является дневник самого Николая Александровича Романова. В своем дневнике в этот день последний русский Император записал:

«Утром поезд прошёл Молодечно и в 9½ остановился в ВИЛЕЙКЕ. Тут находился командующий 2-й армией и почётный караул от 113-го пехотного Старорусского полка. Погода стояла тёплая, и даже солнце выглянуло часа на полтора. Кругом были видны окопы, могилы и другие следы сентябрьских боёв во время прорыва германцев к Молодечно. На смотре участвовали представители от 2-й армии — следующих корпусов: 4-го Сибирского, 5-го, 20-го, 27-го и 36-го армейских корпусов, пограничной стражи и казаков разных войск. Как всюду, войска представились в прекрасном виде. После парада назначил Эверта генерал-адъютантом.

Посетил в Вилейке лазарет Георгиевской общины, где лежало 20 раненых. Накормил всё начальство завтраком и в 2 часа дня поехал обратно…»

Портрет генерала от инфантерии А.Е.Эверта

Портрет генерала от инфантерии А.Е.Эверта

В 1-м Георгиевском подвижном лазарете Государь Император наградил тяжелораненых раненых солдат, что подтверждается Приказом Западного фронта № 1153 от 8 января 1917 года. В нем мы находим список награжденных со следующей формулировкой: «Государю Императору 23 декабря 1915 года, благоугодно было лично Всемилостивейше пожаловать, тяжело раненым нижним чинам, находящихся на излечении в 1 Георгиевском подвижном лазарете Красного Креста, при ст. Вилейка, Георгиевские медали. Ст. 145 п. 1 Георгиевского Статута».

Всего Государь Император наградил 19 человек, ниже приводится список награжденных:

  • Антонов Иосиф Иванович.Рядовой 114-го пехотного Новоторжского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247359
  • Афанасенко Михаил Кириллович. Рядовой 114-го пехотного Новоторжского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247352.
  • Белоусов Аникий Иванович.Рядовой 179-го пехотного Усть-Двинского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247365.
  • Кузьмин Григорий.Рядовой 269-го пехотного Новоржевского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247362.
  • Малышев Иван Васильевич.Рядовой 109-го пехотного Волжского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247364
  • Михайлов Иван Михайлович.Рядовой 116-го пехотного Малоярославского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247350.
  • Ощепков Артемий Иоакимович. Рядовой 302-го пехотного Суражского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247366.
  • Петрочков Афанасий Андреевич.Рядовой 116-го пехотного Малоярославского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247356.
  • Прудников Федор Никифорович.Рядовой 114-го пехотного Новоторжского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247353.
  • Селиванов Иларион.Рядовой 116-го пехотного Малоярославского полка. Награжден Георгиевской медалью 3-й степени №9374.
  • Стельмах Максим.Рядовой 301-го пехотного Бобруйского полка. Награжден Георгиевской медалью 3-й степени №9371.
  • Степанов Григорий Никитич.Рядовой 301-го пехотного Бобруйского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247351.
  • Стренев Федор Козьмич.Рядовой 180-го пехотного Виндавского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247355.
  • Сыкалов Федор Антонович. Рядовой 180-го пехотного Виндавского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247363.
  • Творянович Александр Петрович.Канонир 2-й батареи 29-й артиллерийской бригады. Георгиевская медаль 4-й степени №247361.
  • Ткачев Митрофан Дмитриевич.Рядовой 114-го пехотного Новоторжского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247360.
  • Туманов Митрофан Матвеевич.Рядовой 302-го пехотного Суражского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247357.
  • Хамидов Хамалетдин Халитов.Рядовой 116-го пехотного Малоярославского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247354.
  • Ярославцев Даниил Михайлович.Рядовой 180-го пехотного Виндавского полка. Награжден Георгиевской медалью 4-й степени №247358.

Корпуса 2-й армии, участвовавшие в смотре войск, во время построения

Хотя смотр войск и происходил в тылу, довольно далеко от линии фронта в не зоны действия вражеской артиллерии, но и здесь уже было не безопасно. Новый вид вооружения – бомбардировочная авиация, уже заявила о себе и своих возможностях. Поэтому все наличные силы русской авиации 2-й и 10-й армий были нацелены на выполнение особо важного задания: авиаторы охраняли район железнодорожных станций Уша-Молодечно-Вилейка.

Сильные морозы оказались лучшим защитником от неприятельских самолётов, но в то же время заставили русских авиаторов потрудиться и поволноваться: пробыв в воздухе всего по 25 минут, из-за замерзания воды в карбюраторах совершили вынужденные посадки аэропланы 1-го корпусного авиаотряда, в кабинах которых были поручик Витман с поручиком Троицким и штабс-капитан Самарин с поручиком Ивашинцовым. Прапорщик Альфонс Паурэ, пилот 2-го армейского авиаотряда, и его наблюдатель продержались в воздухе 3 часа. И они, и недолго летавшие авиаторы получили обморожения лиц и рук.

Пехотные войска 2-й армии проходят церемониальным маршем перед императором Николаем II во время смотра

Пребывание императора Николая II в Вилейке нашло отражение в одном из высочайших приказов, изданных от его имени. 31 декабря 1915 года в котором монарх обратился к армии и флоту со следующими словами:

«Минул 1915 год, полный самоотверженных подвигов моих славных войск. В тяжёлой борьбе с врагом, сильным числом и богатым всеми средствами, они истомили его и своею грудью, как непреоборимым щитом родины, остановили вражеское нашествие.

В преддверии Нового 1916 года я шлю вам привет, мои доблестные воины. Сердцем и мыслями я с вами в боях и окопах, призывая помощь Всевышнего на ваши труды, доблести и мужество.

Помните, что без решительной победы над врагом наша дорогая Россия не может обеспечить себе самостоятельной жизни и права на пользование своим трудом, на развитие своих богатств.

Проникнитесь поэтому сознанием, что без победы не может быть и не будет мира. Каких бы трудов и жертв нам ни стоило это, мы должны дать Родине победу.

В недавние дни я приветствовал некоторые полки на прославленных сентябрьскими боями полях Молодечно и Вилейки. Я сердцем чувствовал горячее стремление и готовность всех и каждого до конца исполнить свой святой долг защиты Родины.

Я вступаю в Новый год с твёрдою верою в милость Божию, в духовную мощь и непоколебимую твёрдость и верность всего русского народа и в военную доблесть моих армии и флота».

Кавалерийские части 2-й армии проходят церемониальным маршем перед императором Николаем II во время смотра

Еще одним интересным источником описывающий эти события являются записки генерала Дмитрия Николаевича Логофета (1865-1922).

Вот что об этом смотре пишет Логофет в своих записках. Воспроизводится по отрывку из статьи «Впечатления» опубликованной в журнале «Разведчик» № 1318 от 9 февраля 1916 года.

Артиллерийские войска 2-й армии проходят церемониальным маршем перед императором Николаем II во время смотра

Император Николай II, командующий 2-й армией, высшие офицерские чины на военном смотре отдельных корпусов 2-й армии

Сильный мороз, бывший с утра, стал слабеть, а после полудня подул теплый ветер и снег начал оседать и таять быстро, наполняя ухабы и рытвины водою. Густой туман поднялся с земли и закрыл все окрестности.

— Экая досада: сани-то купили, а ездить не придется, — делится своим разочарованием в ожидании удовольствия встретившийся знакомый артиллерийский поручик, медленно едущий в санях по испортившейся дороге.

— Слышали вы? Сегодня Высочайший был смотр в В. [Вилейке], — уже отъехав довольно далеко, оборачивается он, вспомнив о несообщенной важной новости.

Лошади идут вяло и неохотно, скользя по льду, разбрасывая брызги, переходя через глубокие лужи.

Вдали показывается автомобиль, медленно подвигающийся навстречу и порою останавливающийся.

Слабая машина не в состоянии преодолеть глубоких ям.

Седоки встают и совокупными усилиями выдвигаются на ровное место.

прошается

Император Николай II (в центре) прощается с командующим и офицерами по окончании смотра

В автомобиле уполномоченный и две сестры милосердия, уставшие от езды по ужасной дороге. Около въезда в деревню автомобиль останавливается и мы подъезжаем одновременно к околице, но с разных сторон.

— Вы не из В. [Вилейки]? – задаю вопрос, желая что-нибудь услышать о Высочайшем проезде.

— Два часа тому назад выехали из В. [Вилейки], — весело отвечает сестра и не ожидая дальнейших вопросов, сама быстро начинает рассказывать.

— Ведь сегодня мы видели Государя! Понимаете ли какое счастье. И как все удачно вышло. Собрались мы на платформе вокзала в ожидании Императорского поезда, но только сначала какой-то генерал нам не позволил там находиться. Потом почему-то это распоряжение изменилось и нам разрешили. Подошел Царский поезд, но не такой как всегда, а простой, как обыкновенный. Вышел Государь и на автомобиле поехал к войскам. Там около В.[Вилейки] собрано было много всяких частей… Я не видела, как там происходил смотр, до нас доносились только лишь крики «Ура». Вернулся со смотра Государь и подошел к нам. Такой простой, приветливый, поздоровался с нами и спрашивает:

«Где ваш лазарет, далеко ли от станции и есть ли у вас раненые?»

Когда ему сказали, что недалеко и много раненых, он захотел их посмотреть и пошел пешком в наш лазарет. А дорогою все расспрашивает нас, как мы живем.

Мы наперебой все ему отвечали, а он слушал нас, да и ласково говорит:

«Не зовите Меня, сестры, Императорским Величеством, а лучше называйте просто Государем, тогда легче разговаривать».

Пришли наконец в лазарет, начал он обходить всех раненых, разговаривая с ними и награждая каждого медалями за храбрость. Поговорит, возьмет медаль и приколет раненому на грудь. А у того слезы на глазах и даже поблагодарить не может. Один начал было, шепчет: «Счастлив», «Счастлив», а больше ни одного слова сказать не может, слезы так градом и сыпаться, а Государь улыбнулся. Я понимаю, говорит, что ты хочешь сказать, и погладил его по голове. Так с тем истерика от волнения сделалась. Раненые мне после рассказывали: «Какой просто наш Царь, на улице бы не признал его за Царя, а вот подойдет да улыбнется, прямо вся душа к нему навстречу уходит».

Снялись мы все с Государем группою и Он обещал всем нам сестрам 1-го Георгиевского подвижного лазарета прислать по одной фотографии.

22

Император Николай II в группе сестер милосердия лазарета Георгиевской Общины

Раненые так волновались и радовались, что видели Царя и получили из его собственных рук награды. Умереть, говорят, готовы за него, а сами плачут, рекой разливаются, — до того их растрогала ласка Государя.

Вечером около некоторых землянок в лесу, частью на открытых местах, собрались части, слушая рождественскую службу.

Проникновенно — внятно слышались возгласы священника, и с большим подъемом духа торжественно пел хор любителей. Люди плотным полукругом столпились на небольшой полянке, крышей которой служил небесный свод.

Звезды тускло мерцали в вышине, как лампады перед престолом Творца всех миров, к подножью которого неслись молитвы людей, вспоминавших в этот час своих близких, свою родину, своих товарищей и робко вспоминавших себя; молившихся о сохранении своей жизни на полях смерти и о благополучном возвращении с войны обратно под родной кров.

Служба старика-священника трогала и будила воспоминания далекого детства, навевая особенно мягкое настроение.

Со слезами на глазах подходили люди к кресту, целуя его с особенным благоговением.

Смерть, ежеминутно появлявшаяся на полях битвы, приучила всех к более серьезному отношению к церковной службе, вследствие чего полная тишина не нарушалась даже шепотом.

Около землянок зажгли фонари, а затем появились огоньки свечей на большой елке, увешанной кое-какими украшениями и блестками. В воздухе было тихо и огни ярко горели, выделяясь во мраке.

Толпа людей собралась вокруг, любуясь ёлкой.

Вот взвизгнула гармоника, ей глухо отозвался бубен и звуки веселого плясового мотива понеслись по лесу.

Невдалеке выстроилась в затылок целая шеренга людей, подходивших по очереди к столу, на котором грудами лежали всякие подарки.

Под наблюдением ротного командира, фельдфебель выдавал свертки с вещами и радостная улыбка освещала лица получивших, весело переговариваясь, отходивших в сторону, где уже начиналось подробное рассматривание полученных подарков.

Пехотные войска 2-й армии проходят церемониальным маршем перед императором Николаем II во время смотра

Император Николай II, Главнокомандующий армиями Западного фронта А.Е.Эверт, высшие офицерские чины на смотровом плацу

Шлепая ногами по воде, подошла какая-то часть. Штыки винтовок заблестели при огнях. Раздалась команда и пришедшие направились в свои землянки.

— Смотри-ка, братцы, наши с Царского смотра пришли!..

— А ведь взаправду они. Надо спросить, и быстро все окружили пришедших, внимательно вслушиваясь в рассказы.

— Похвалил, братцы, нас Царь. Несколько раз благодарил за службу, — с гордостью сообщает один из пришедших.

А как построились перед смотром – непогода была, небо тучами заволокло, совсем темно. Только кричат «едет». Смотрим мы автомобиль едет, не дошел до войск, остановился, и тут вышел из него Его Величество и сейчас ему коня подали, а конь-то верховой, братцы мои, белый, без отметин, как голубь.

Подъехал Царь к нашему полку и сейчас же солнышко выглянуло из-за туч и Его всего осветило. И на душе радостно стало, как мы Его увидали. Смотрит так просто и ласково, в солдатской шинели и ленточка Георгиевская надета. И Свита генералов около, а сразу можно различить среди всех, что Царь, а не простой человек.

— Будем, говорит, воевать до конца, а мира не заключу, пока не одолеем немца. «Ура» мы кричали, так прямо хотелось, чтобы он услышал, как мы кричим. Потом церемониалом проходили, снова нас расхвалил. Офицеров потом собрал, им говорил. Такое Господь нам счастье послал и сказать нельзя. Первый раз Царя увидеть пришлось.

— Видел я его давно, как еще в гвардии служил, — задумчиво говорит пожилой унтер-офицер, — только тогда Он еще молодой был, поди теперь постарел.

— И не старый он и не молодой, а как бы сказать, светлый весь, — тотчас же отвечает голос из толпы и в интонации и словах этого голоса слышится то обожание и безмерная любовь к своему Государю, которые пробуждаются у всех, имевших возможность его увидеть. …

21

Император Николай II прощается с офицерами по окончании смотра

Приезд главы государства в провинциальный городок всегда важное событие особенно в те далекие годы, когда дорожная инфраструктура была не развита, а территория страны была огромной.  Поэтому смотр войск 2-й армии проведенный Императором Николаем II является знаковым в истории города Вилейка, и заслуживает увековечения в памятной доске посвященной этому приезду.

Закрыть меню