Местный благотворительный культурно-исторический фонд памяти Первой мировой войны «КРОКІ”

Офицеры Русской Императорской армии погибшие в боях за город и станцию Вилейка 10-13 (23-26) сентября 1915 года

Что общего между Пензенской областью и небольшим белорусским городом Вилейка, который находится в 100 км от Минска? Как оказалось, события и герои Первой мировой войны. Дело в том, что в сентябре 1915 года в ходе боя за Вилейку отличились подразделения 45-й пехотной дивизии Русской императорской армии, которые с 1910 год по 1914 год дислоцировались в Пензенской губернии, и в рядах которых было много пензенцев.

В состав 45-й пехотной дивизии входили:

177-й пехотный Изборский полк (1911—1914 годы дислокация Мокшанский уезд и Чембарский уезд Пензенской губернии);

178-й пехотный Венденский полк (1910—1914 годы – г. Пенза);

179-й пехотный Усть-Двинский полк (в 1913 году — г. Сызрань);

180-й пехотный Виндавский полк (1910—1914 годы — г. Саранск);

45-я артиллерийская бригада (1910—1914 годы – г. Пенза).         

Бой за Вилейку и его значение

В ходе развития Свенцянского прорыва 3 (16) сентября 1915 года германские войска ворвались в Вилейку со стороны местечка Куренец.

Немецкие войска занимали Вилейку в течение шести дней. 10 (23) сентября 1915 года стало особой датой в истории этого небольшого белорусского города. Именно тогда Вилейка была освобождена русскими войсками от германских оккупантов. Бой за Вилейку стал первым победоносным наступательным боем Русской императорской армии после «великого отступления», занявшего всю первую половину 1915 года. Он определил дальнейший ход войны: дальнейшее продвижение германцев в глубь России было решительно остановлено. О значимости этого боя красноречиво свидетельствуют следующие факты:

— Высокими наградами за бои на Вилейщине[1] были отмечены многие офицеры и солдаты. Среди них двадцать девять офицеров получили Георгиевское оружие, девятнадцать были удостоены ордена Св. Георгия 4-й степени. Все эти награждения производились в соответствии со «Ста­тутом Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, принадлежащего к сему Ордену Георгиевского Креста и причисляемых к тому же Ордену Георгиевского Оружия и Георгиевской медали», высочайше утвержденному 10 августа 1913 года[2].

— В память об этом бое созданный в ноябре 1916 года 748-й пехотный полк 187-й пехотной дивизии получил наименование «Вилейского»[3]. В этой пехотной дивизии, включенной в состав ХХVII армейского корпуса, все четыре полка были названы в честь побед, одержанных корпусом в 1914—1915 годах.

— На железнодорожной станции Вилейка прошло несколько смотров войск, в которых приняли участие представители царствовавшей династии Романовых. Первый из них провел вскоре после освобождения города 28 сентября 1915 года великий князь Георгий Михайлович. От имени Верховного главнокомандующего — императора Николая II он вручил несколько тысяч георгиевских наград нижним чинам, отличившимся в боях, в том числе и тем, кто освобождал Вилейщину. 23 декабря 1915 года Вилейку посетил сам император Николай II. На железнодорожной станции он провел высочайший смотр войск 2-й армии Западного фронта.

Подробно о самом бое рассказывать не будем, порекомендуем к прочтению работу генерала Баланина «Вилейка. Бой 10-го сентября 1915 года»[4].  В своем очерке командир ХХVII армейского корпуса генерал от инфантерии Дмитрий Васильевич Баланин детально проанализировал операцию по освобождению Вилейки. Также со статьей можно ознакомится в книге «На линии огня. Очевидцы о боях за Вилейку в сентябре 1915 года.»[5].  

По сведениям приведённым в работе генерала Баланина, в бою за Вилейку была захвачена четырехорудийная гаубичная батарея, 4 передка, 3 зарядных ящика, 3 пулемета, около 200 пленных и значительные запасы.

Сравнительно небольшое число пленных объясняется тем, что бой на улицах Вилейки был весьма ожесточенный и масса германцев была переколота штыками; по показаниям пленных, немногим людям 171-го полка удалось уйти из Вилейки живыми.

Убитый под Вилейкой неприятель. Сентябрь 1915 года. Фотография из альбома Густава Александровича Крейдтнера из фондов Пензенского государственного краеведческого музея

Потери русской армии тоже были значительными: 14 офицеров, из них четверо убито, и 1127 нижних чинов, в числе которых 211 убито и 87 пропало без вести. Среди погибших и раненых были и уроженцы Пензенской губернии. В этой статье расскажем о четырех героях офицерах, погибших при освобождении города Вилейка.    

Гацкевич Леонид Владимирович

Прапорщик 179-го пехотного Усть-Двинского полка Гацкевич Леонид Владимирович

Леонид Владимирович Гацкевич был православноговероисповедания. Окончил 2-е Киевское военное училище, по окончании которого Высочайшим приказом от 1 июня 1915 года произведен в чин прапорщика.

4-го сентября 1915 года прапорщик Гацкевич был назначен временно командующим 11-й роты 179-го пехотного Усть-Двинского полка. Участник боя у Вилейки, за который был посмертно награжден Георгиевским оружием[6].

Из представления к награждению Георгиевским оружием.

Мнение Командира полка полковника Даценко: «10 сентября с [его] г[ода] 3-й батал.[он] 179 п.[е]х.[отного] Усть-Двинкого полка получил задачу овладеть д. Холопки. Переправился под сильным артиллерийским обстрелом через Вилию, после чего прапорщик Гацкевич, получив приказание от к[оманди]ра б[атальо]на 11-й рот.[е] атаковать д.[еревню] с фронта. Прапорщик Гацкевич двинулся с ротой вперед. Несмотря на обстрел 3-х легких и 1-й тяжелой немецк.[их] батарей, рота продвигалась безостановочно вперед, увлекаемая примером ротного к[оманди]ра. Вблизи позиции пр[отивни]ка рота перешла приток реки Вилии вброд и бросилась на окопы пр[отивни]ка. Штыками противник был выбит и д. Холопки была взята. В этой славной атаке прапорщ.[ик] Гацкевич был убит.

Потери: убитых 22 н.[ижних] ч.[инов] и ранено 27 н.[ижних] ч.[ина]

Удостаивается награждению по cт. 112 п. 2-ому Статута Георгиевским оружием;

18/Х1[1915] Думою удостоен награждения по пун. 2-му Георгиевским оружием»

Из показания очевидцев. Временно командующий 9-й ротой прапорщик (фамилия неразборчива) сообщает:

«Принимая участие при взятии дер. Холопки, как командир роты, я был очевидцем, как прапорщик Гацкевич при наступлении шел впереди роты под сильным артиллерийским огнем и тем самым заставил роту идти вперед не останавливаясь; благодаря такому быстрому наступлению рота не понесла в сфере артиллерийского огня никаких потерь.

Когда рота попала под действительный ружейный огонь, то прапорщик Гацкевич умело двигал роту, не давая долго времени задерживаться на промежуточных позициях.

При приближении роты к окопам противника на дистанцию 150-200 шагов, где ружейный огонь и пулеметный огонь противника был самым действенным и могущественным, требовался высокий пример личной храбрости, чтобы поднять роту в штыки.

И здесь прапорщик Гацкевич оказался первым: с винтовкой в руках он бросился на окопы противника; рота последовала его примеру. Деревня Холопки была взята и противник был опрокинут, но рота в этом бою лишилась своего доблестного командира прапорщика Гацкевич[а].

16 октября 1915 г. д. Лесники»[7]

Высочайшим Приказом от 3 ноября 1916 года награжден Георгиевским оружием с формулировкой в приказе «За то, что 10-го Сентября 1915 года в бою у д. Холопки, наступая с вверенной ему ротой под сильнейшим артиллерийским, пулеметным и ружейным огнем, ворвался в деревню и выбил оттуда противника, причем сам пал геройской смертью»[8].

Также за подвиги в годы войны Леонид Гацкевич был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом[9].

В журнале военных действий 179-го пехотного Усть-Двинского полка за 10 сентября 1915 года записано о его гибели: «…В том бою убито ниж. чинов 30 чел. и командир 11 роты прап. Леонид Владимирович Гацкевич, который в месте с н/ч похоронен на кладбище з. Ольшина /причем н/ч в братской могиле/…»[10]. О его смерти сообщалось в журнале «Разведчик»[11], газетах «Русский инвалид»[12] и  «Русское слово»[13].

Норваткин (Нарваткин) Василий Гаврилович

Офицеры пулеметной команды 178-го пехотного Венденского полка: прапорщик Нарваткин Василий Гаврилович, капитан Семенов Константин Алексеевич и прапорщик Крейдтнер Лев Густавович. Весна 1915 года. Фотография из альбома Густава Александровича Крейдтнера из фондов Пензенского государственного краеведческого музея

Василий Гаврилович Нарваткин был православного вероисповедания, происходилиз крестьян Ново-Троицкой волости Саранского уезда Пензенской губернии.  В архивных документах его фамилия часта писалась по-разному Норваткин или Нарваткин и даже Нарворкин.

В офицеры произведен из нижних чинов. На 1914 год подпрапорщик 178-го пехотного Венденского полка. За подвиги в годы был отмечен Георгиевскими наградами. Номер и описание подвига за который он получил Георгиевский Крест 4-й степени пока неизвестны. А Георгиевским Крестом 3-й степени за №18724 «Награжден Главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта за отличие в боях при переправе через р.р. Вислу и Сан и на левом берегу р. Вислы»[14].

Весной 1915 года уже прапорщик впулеметной команде 178-го пехотного Венденского полка. В сентябре 1915 года уже начальник пулеметной команды 178-го пехотного Венденского полка. В журнале военных действий 178-го пехотного Венденского полка в описании боя у г. Вилейка 11 сентября 1915 года написано «…2 пулемета под личной командой прапорщика Нарваткина выскочили на левом фланге полка с тем чтобы обстреливать противника во фланг, но немцы не допустили и прицельным ружейным огнем 1 пулеметчика убили, 1 ранили и смертельно ранили прапорщика Нарваткина…»[15]

12 сентября 1915 года умер от раны в полковом околодке[16]. Похоронен в г. Вилейка на кладбище. «…Прапорщик Нарваткин скончался и был похоронен в г. Вилейка на кладбище. Похороны были с музыкой во время похорон город сильно обстреливался артиллерией один снаряд попал в колокол костела убил одного артиллерийского наблюдателя и едва не перебил всех присутствующих на похоронах. …»

Костел Воздвижения Святого Креста после освобождения города. На фотографии запечатлён костел с хорошо заметными разрушениями башни. Зима 1915-1916 года. Фото из альбома Бориса Мигачёва. Из фондов Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина.

О его смерти также сообщалось в журнале «Разведчик»[17] и газете «Русское слово»[18].

За подвиги в годы воны также награжден орденами Св. Анны 4-й степени с надписью «за храбрость»[19] и  Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом[20].

Василий Гаврилович Нарваткин былженат, в семье была 1 дочь.  

Родной брат Нарваткин Яков Гаврилович воевал сначала в 22-м Туркестанском стрелковом полку, был ранен. Награжден Георгиевской медалью 4 степени. После ранения продолжил службу в 178-м пехотном Венденском полку, в пулеметной команде, как и брат[21].

Птицын Леонид Иванович

Прапорщик 304-го пехотного Новгород-Северского полка Птицын Леонид Иванович

Птицын Леонид Иванович родился в городе Старая Русса. Происходил из купеческого рода, православного вероисповедания.

1 июня 1915 года произведен из юнкеров Александровского военного училища в прапорщики с зачислением по армейской пехоте[22].

В сентябре 1915 года прапорщик, младший офицер 4-й роты 304-го пехотного Новгород-Северского полка. 10 сентября 1915 года убит в ходе освобождения города Вилейка во время перехода деревянного моста через реку Вилию у застенка Ставский.

Из журнала военных действий полка за 10 сентября:

«В атаку на город с южной стороны совместно со 180 пех. полком (батальоном) пошла 7-я рота вверенного мне полка и одновременно с ним ворвалась в город. С юго-восточной стороны Вилейку атаковала 4-я рота вверенного мне полка, также совместно с виндавцами, перебежавшая на тот берег через деревянный мост у “З. Ставский”. Пройдя город насквозь, 4-я рота захватила 2 неприятельских орудия. Противник задержался только на кладбище, но к вечеру и оно было занято ротами вверенного мне полка. Трофеямя полка за 10 число были: 2 орудия, 2 врача и 74 нижних чина и находившийся около недели в плену гидротехник с женой.   

Потери полка за 10 сентября

а):Убит прапорщик Леонид Иванович Птицын, ранены капитаны: Александр Иванович Копиш и Александр Максимович Шолкович и прапорщик Иван Хрисанфович Кузнецов.

б):Ниж. чин. убиты 56, ранено 272.»[23].

Могила прапорщика Птицына Леонида Ивановича

Тело отправлено на малую Родину. Похоронен на кладбище в городе Старая Русса, где сохранилась его могила. На момент смерти был  холост.

Посмертно Леонид Птицын был награжден орденом Святого Равноапостольного Князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом[24].

Шикалов Илья Филиппович

Прапорщик 179-го пехотного Усть-Двинского полка Илья Филиппович Шикалов

Илья Филиппович Шикалов родился в 1883 году в Симбирской губернии Сызранском уезде Томышевской волости в православной крестьянской семье.  

В годы Первой мировой войны подпрапорщик 1-й роты 179-го пехотного Усть-Двинского полка. 1 августа 1914 года был ранен в боях под Люблином.

Илья Шикалов награжден Георгиевским крестом 3-й степени №18729 «Награжден Главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта за отличие в боях при переправе через р.р. Вислу и Сан и на левом берегу р. Вислы»[25].

Из подпрапорщиков сверхсрочной службы за боевые отличия произведен в офицеры. В мае 1915 года был ранен.

«За отличия в период боёв с 1-го декабря 1914 г. по 1-е июня 1915 года» был награжден орденом святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость»[26]. Также был награжден Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом[27].

В сентябре 1915 года прапорщик, командующий 6-й ротой 179-го пехотного Усть-Двинского полка.

Высочайшим Приказом от 3 ноября 1916 года награжден Георгиевским оружием с формулировкой в приказе «За то, что 10-го Сентября 1915 года в бою у д. Холопки, наступая с вверенной ему ротой под сильнейшим артиллерийским, ружейным и пулеметным огнем, ворвался в деревню и выбил оттуда противника, причем сам пал геройской смертью».

Из наградного листа.

«Мнение командира полка полковника Даценко: «10 сентября с/г [1915] прапорщик Шикалов, командуя ротой при взятии д. Холопки, проявил храбрость, хладнокровие и распорядительность. Благодаря искусному управлению — рота понесла самые незначительные потери при переправе через приток р. Вилии, протекающей перед позицией противника. Когда рота зашла во фланг противнику, занимающему д. Холопки и назрел момент атаки, то прапорщик Шикалов бросился с ротой в штыки. Противник был опрокинут и бежал. Деревня была взята. При дальнейшем наступлении рота под командой прапорщика Шикалова закрепила за собою д.д. Волковчизну и Чернохвостово. Потери: 10 убит.[ых], 32 ран. [еных]. При дальнейшем наступлении прапорщик Шикалов в атаке был убит 11 сентября. Удостаивается награждения по пу[нкту] 2-му ст[атьи] 112 Статута Георгиевским оружием.»

Мнение командира дивизии генерал-лейтенанта Николаева: «Ходатайствую».

Мнение командира корпуса: «Ходатайствую».

» 18/X1 Думою удостоен награждения по пун.[кту] 2.»[28]

Убит в бою у д. Холопки 11 сентября 1915 года. В журнале военных действий 179-го пехотного Усть-Двинского полка за 11 сентября 1915 года записано: «…В этом бою выбыло из строя много начальствующих лиц из нижних чинов, при чем убито 13 ниж. чинов и к-р 6-й роты прап. Илья Филиппович Шикалов, который вместе с н/ч похоронен на кладбище з. Ольшина…». О его смерти сообщалось в журнале «Разведчик»[29].

Память о погибших

По благословению Его Высокопреподобия Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета при входе на вилейское городское кладбище по ул. 1 Мая возведена надвратная часовня — памятник русским воинам, погибшим в годы Первой мировой войны. Торжественное открытие этого памятника произошло 26 сентября 2015 года и было приурочено к 100-летию освобождения города. Место возведения часовни-памятника выбрано не случайно: именно здесь в годы Первой мировой войны находилось Вилейское братское кладбище, на котором было погребено 653 солдат и офицеров Русской императорской армии. Удалось установить и увековечить на мраморных плитах фамилии более 300 из них[30]. Фамилии погибших офицеров Леонида Гацкевича, Василия Нарваткина, Ильи Шикалова выбиты на плитах этой часовни.

Надвратная часовня — памятник русским воинам, погибшим в годы Первой мировой войны в г. Вилейка.

Фотография «Офицеров пулеметной команды 178-го пехотного Венденского полка» из альбома Крейдтнера не единственная в альбоме которая имеет отношение к истории Вилейского края. В фондах Пензенского государственного краеведческого музея в альбомах Крейдтнера можно увидеть и другие фотографии на которых запечатлены виды населенных пунктов и пейзажи Вилейщины. Эти фотографии рассмотрим в одной из следующих статей. 

Каркотко Андрей Юрьевич

Магистр политических наук, историк

Статья была опубликована

Каркотко А.Ю. Офицеры русской армии, погибшие в боях за город и станцию Вилейка. // Научно-популярный журнал «Пензенское краеведение» №2 (50) 2024 г. С. 58-65


[1] Территории современного Вилейского района Минской области.

[2] В работе приводятся выписки из дореволюционных документов, поэтому даты до 1 февраля 1918 года приведены по старому стилю.

[3] Каркотко А.Ю. — Полк в честь вилейского боя.// газета «Шлях Перамогі» от 5 января 2019 г.

[4] Баланин Д.В. Вилейка. Бой 10-го сентября 1915 года.//Военный сборник. №10, 1916.

[5] На линии огня. Очевидцы о боях за Вилейку в сентябре 1915 года.//сост. А.Ю. Каркотко, М.А. Российский. — М.: «Вече», 2015. — 320 с.

[6] Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именные списки 1769-1920. Биобиблиографический справочник. Отв. сост. В.М. Шабанов. М., «Русскiй мiръ», 2004. 928 c., илл.

[7] РГВИА Ф.400. Оп.12. Д.27016. Л. 231-236. Наградные листы к приказу по II-й армии за № 834 (1916).

[8] Высочайший Приказ от 3 ноября 1916 года.

[9] Приказ по войскам 2-й Армии Западного фронта от 9 февраля 1916 г. № 18

[10] Журнал военных действий 179-го пехотного Усть-Двинского полка.

[11] Журнал «Разведчик» от 01.12.1915 № 1308, С. 749.

[12] Газета «Русский инвалид» от 26.09.1915 № 213.

[13] Газета «Русское слово» от 27.09.1915 № 221.

[14] Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914–1922 гг. III степень. Том 2. №№1–120000. М., «Духовная Нива», 2015. – 1232 с.

[15] Журнал военных действий 178-го пехотного Венденского полка с 1 по 30 сентября 1915 г. РГВИА. Фонд 2792, опись 1, дело 43.

[16] РГВИА, фонд 2792, опись 1, дело 133, л. 15.

[17] Журнал «Разведчик» № 1312 от 29.12.1915 с.804

[18] Газета «Русское слово» № 230 от 08(21).10.1915

[19] Высочайший Приказ от 27 августа 1916 года.

[20] Высочайший Приказ от 23 января 1917 года.

[21] «Дело Пензенской губернской коллегии Социального обеспечения по жалобе отставного солдата Якова Гавриловича Нарваткина …» Государственный архив Пензенской области. Фонд 89, опись 14, дело 111. 

[22] Дополнение к Высочайшему Приказу от 1 июня 1915 года.

[23] Журнал военных действий 304-го пехотного Новгород-Северского полка с 1 сентября по 31 октября 1915 года. РГВИА. Фонд 2913, опись 1, дело 85.

[24] Приказ Главнокомандующего армиями Западного фронта № 3044 от 17.02.1916 г.

[25] Патрикеев С.Б. Сводные списки кавалеров Георгиевского креста 1914–1922 гг. III степень. Том 2. №№1–120000. М., «Духовная Нива», 2015. – 1232 с.

[26] Приказ войскам IV армии от 5-го июля 1915 г. № 973.

[27] Приказ войскам 2-й Армии Западного фронта от 9 февраля 1916 г. № 18.

[28] Главный штаб Военного министерства дело с наградными листами к приказу по 2-й армии за № 834 о награждении орд. св. Георгия IV ст. Георгиевским оружием. Наградной лист на прапорщика 179-го Усть-Двинского пехотного полка И. Шикалова. РГВИА Фонд 400, опись 12, дело 27016, Лл. 222—223.

[29] Журнал «Разведчик» №1308 с.749.

[30] Каркотко А. Ю. Восстановление имен воинов, погребенных в годы Первой мировой войны на Вилейском братском кладбище. // Журнал «Военная археология» №3 (54) 2018 с.51-52.

Закрыть меню