На Полесье волонтеры восстановили два кладбища Первой мировой войны
25.03.2020 г.
В марте 2020 года в Пинском районе волонтеры историко-патриотического клуба «Поиск», который активно сотрудничает с фондом «Кроки», провели восстановительные работы на двух заброшенных кладбищах Первой мировой войны.
Во время Первой мировой войны на территории нынешнего Пинского района шли ожесточённые бои. С обеих сторон полегли тысячи солдат и офицеров. О тех сражениях сегодня в населённых пунктах района и лесах напоминают воинские захоронения, в которых зачастую покоится прах как немецких, так и русских солдат. Поначалу за ними осуществлялся уход. Затем наступил период забвения и разграбления. С мест захоронения вывозились надмогильные плиты, разбивались установленные здесь общие обелиски, могилы разрывались с целью найти в них оружие, награды и другие личные вещи покойных.
В отличие от вандалов, историко-патриотический клуб «Поиск» занимается тем, что приводит такие кладбища в порядок, восстанавливает память о той войне. Год назад о двух забытых и заброшенных захоронениях пинчанам рассказал исследователь истории Первой мировой войны, член фонда «Крокі» Владимир Богданов из Минска.
Воинское кладбище у деревни Озаричи
Захоронение находится в лесу неподалеку от северо-западной окраины деревни Озаричи.
Воинское кладбище образовалось здесь с приходом Первой мировой войны на Полесье, после кровопролитных боев в августе и сентябре 1915 г. Когда линия фронта стабилизировалась вдоль Огинского канала, немецкий ландверный пехотный полк № 9 оборудовал здесь полковое кладбище, а в 1916 году установил памятник в виде обелиска высотой около 4 метров с тевтонским крестом и надписью:
Den
deutschen
Helden
1916
(немецким героям).
Однако почти наверняка среди похороненных тут были и российские солдаты – умершие в плену, либо погибшие и оставшиеся на полях боев. Так, например, известно, что в июле 1916 года после неудачного русского наступления на Огинском канале в 10-й Сибирской стрелковой пропали без вести более 170 человек – наверняка многие из них погибли на немецких позициях в районе 5-го шлюза, что неподалеку от Озаричей. По воинским правилам того времени, санитарные команды противника хоронили их на своих кладбищах.
В конце 1920-х годов в рамках международной кампании по обустройству кладбищ Первой мировой войны здесь поработали польские специалисты – тогда деревянные кресты заменили стандартными бетонными надгробиями в виде небольших плоских плит.
После второй мировой войны регулярный уход за кладбищем прекратился, оно было заброшено. Постепенно с захоронения исчезли почти все бетонные надгробия – нередко их использовали просто как стройматериал.
Памятник-обелиск простоял до начала ХХІ века. Однако и он был разрушен – черные копатели вырыли перед ним огромную яму и опрокинули в неё памятник. Обелиск, состоявший из трёх частей, при падении развалился. В его средней кубовидной части раскрылась ниша, в которой находилась капсула со списком погибших солдат. Это всё, чем удалось поживиться вандалам.
Членам фонда «Кроки», посетившим это место в сентябре 2019 года, предстала удручающая картина: по всей территории кладбища зияли раскопанные вандалами могилы, а в большой яме в центре виднелись полузасыпанные фрагменты памятника.
Рядом с ямой кто-то положил две чудом уцелевшие бетонные плиты, лишь на одной из них с трудом читался текст:
HEINRICHS E.
RES. ARM. NIEM.
7 k L.I.R. 9
+ 31. VIII 1916
(Хенрикс Е. / резервист немецкой армии / 7-я рота ландверного пехотного полка №9 / погиб 31 августа 1916 г.)
О месте нахождения и состоянии кладбища было сообщено в пинский историко-патриотический клуба «Поиск», с которым фонд «Кроки» имеет договор о сотрудничестве и совместной деятельности. Активисты клуба (Александр Новорай, руководитель Петр Атанов и др.) сразу взялись за подготовку мероприятий по восстановлению заброшенного захоронения.
10 марта здесь целый день кипела работа.
Фрагменты разрушенного памятника извлекли из ямы.
Затем яму засыпали и с помощью техники стали «собирать» блоки памятника на его прежнем месте.
Надпись на лицевой стороне обелиска.
В итоге разрушенный обелиск был восстановлен в своем изначальном виде. Теперь на его невидимой прежде грани можно прочесть надпись, оставленную его строителями: das III Batl. / Landw. Inf. Rgt.9 (3-й батальон 9-го ландверного пехотного полка).
Осквернённых могил на кладбище оказалось десятка два. Сегодня следы надругательства ликвидированы, все ямы волонтёры засыпали песком. В одной из раскопанных могил удалось обнаружить одно индивидуальное надгробие с хорошо читаемой надписью, благодаря чему стало известно еще одно имя похороненного здесь солдата:
WAGNER K.
LDST. ARM. NIEM.
11 k. L.I.R. 9
+ 11. XII 1915
(Карл Вагнер / ополченец немецкой армии / 11-я рота ландверного пехотного полка № 9 / погиб 11 декабря 1915 г.)
Большую помощь волонтёрам оказали Пинская автошкола ДОСААФ и ОАО «Валище». Первые предоставили грузовик для доставки к месту захоронения строительных материалов, акционерное общество предоставило автопогрузчик.
Сейчас обелиск на кладбище полностью восстановлен, а уцелевшие индивидуальные плиты вмурованы в бетон у его основания. Осталось только огородить место захоронения, благоустроить его и придать кладбищу статус воинского. В таком случае заброшенный в лесу объект военной истории будет поставлен на учёт и получит от государства охранную грамоту.
Воинское кладбище у Огинского канала (район 4-го шлюза)
Аналогичная история произошла с кладбищем Первой мировой войны, затерянным в лесу у Огинского канала, неподалеку от 4-го шлюза (в 5 км южнее деревни Соколовка).
В годы Первой мировой войны здесь находился немецкий лесной лагерь «Гротебург» (Groteburg) 267-го резервного пехотного полка 81-й резервной дивизии кайзеровской армии. Рядом с лагерем было образовано кладбище, где хоронили немецких военнослужащих, а также русских солдат, тела которых обнаруживали на местах боев.
В немецких документах кладбище так и называли – «Огинский канал» (Oginski Kanal). В те годы оно выглядело так:
Здесь также был построен памятник из кирпича, бетона и природных камней.
В конце 1920-х годов здесь так же были проведены работы по обустройству и замене деревянных крестов бетонными плитами. А затем захоронение, увы, ждала знакомая судьба – после второй мировой войны оно было заброшено, постепенно пришло в упадок, могилы разрыты вандалами, а бетонные плиты растащили как стройматериал. Памятник был разбит на мелкие куски, находившаяся внутри капсула со списком погибших пропала.
В сентябре 2019 кладбище представляло собой знакомую по Озаричам картину – разрытые могилы, разбросанные фрагменты разрушенного памятника.
Волонтеры клуба «Поиск» работали и на этом кладбище 10 и 11 марта.
Большую помощь им оказали местные субъекты хозяйствования, в частности, ОАО «Логишин» – с помощью выделенной техники и рабочих здесь волонтёры засыпали разрытые чёрными копателями могилы и обозначили место захоронения металлическим крестом с датами 1915 и 1918, указывающими на начало и окончание боевых действий на Пинщине в годы Первой мировой войны.
В ходе обследования разрытых могил, в одной из них был обнаружен и извлечён на поверхность валун с выбитой на нём надписью на немецком языке:
Getreu
bis
in den Tod*
Судя по архивным фотографиям, когда-то этот камень находился в центральной части памятника – сейчас это все, что сохранилось от былого мемориала.
* Getreu bis in den Tod – Верность до смерти – цитата из Библии, слова Христа из Откровения Иоанна 2 стих 10: «Sei getreu bis in den Tod, so will ich dir die Krone des Lebens geben.» / Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
А бетонных плит, которые устанавливали здесь польские специалисты в 1928 году, не удалось обнаружить ни одной.
Впрочем, есть веские основания считать, что некоторые из них все же сохранились, хотя и в другом месте. В деревне Ковнятин, которая также находится в Пинском районе, но в 10 км отсюда, с восточной стороны Огинского канала, в настоящее время зарегистрировано воинское кладбище Первой мировой войны (по паспорту захоронение № 6759 отнесено к деревне Мокрая Дуброва). Однако ряд специалистов высказывают сомнения в том, что там действительно находилось воинское захоронение (см. здесь, стр. 108)
Сейчас там у знака воинского захоронения находятся 7 бетонных надгробий с хорошо читаемыми текстами, которые в 1928 г. установили на могилах немецких солдат, погибших в 1916 году. Однако активные боевые действия в зоне, где расположена деревня Ковнятин, были лишь осенью 1915 года, после чего до 1918 г. данная территория была занята русскими войсками. 5 из сохранившихся плит являются надгробиями военнослужащих немецкого 267-го резервного пехотного полка. В списке потерь, опубликованном в полковой книге RIR 267, есть сведения о каждом из них, но во всех случаях местом захоронения значится кладбище «Огинский канал» (Oginski-kanal).
Вот только один пример:
Таким образом, вероятнее всего, все бетонные надгробия немецких солдат, которые сейчас находятся в деревне Ковнятин, являются перенесенными туда с заброшенного кладбища у деревни Соколовка. Волонтеры клуба «Поиск» надеются, что со временем данное недоразумение удастся разрешить, и бетонные надгробия будут возвращены туда, где были похоронены указанные на них солдаты.
А пока волонтеры клуба «Поиск» установили на месте кладбища памятный крест, у подножия которого вмонтировали камень с надписью из оригинального памятника. Другие обнаруженные камни и фрагменты разрушенного памятника вмуровали в бетонное основание.
Таким образом, ещё один исторический объект будет напоминать людям о трагическом прошлом полесского края.
В материале использованы фотографии Владимира Богданова, Павла Куницкого, Александра Новорая.