Местный благотворительный культурно-исторический фонд памяти Первой мировой войны «КРОКІ”

Марсель Пля -
моторист воздушного корабля «Илья Муромец»

Марат ХАЙРУЛИН

Историк авиации, г. Москва.

В статье рассматривается военная биография чернокожего авиатора воевавшего в России француза Марселя Пля (франц. Marcel Pliat).

Марсель Пла
Старший унтер-офицер Марсель Пля с двумя Георгиевскими крестами

Марсель родился в 1890-м в Париже во Франции, а не на Таити, как указано в других источниках. Отец неизвестен. В 1907 г. Марсель с матерью Мари Раджонд Эрнестин Пля прибыли в Россию. Мари была выписана в богатую семью московского купца нянькой. До начала войны Марсель проживал в Риге и Петрограде, получил шофёрское свидетельство. Он до войны был не только шофёром. Пля работал на Русско-Балтийском Вагонном заводе в Отделе автомобилей, в сборочном цеху. С началом войны он поступает на службу шофёром автомобиля и зачисляется охотником в 1-ю запасную автомобильную роту.

Марсель Пля в автомобиле "Руссо-Балт С 24/30", за рулём главный конструктор Отдела автомобилей РБВЗ Жульен Поттера. Рига, 1911 г. фото предоставил Станислав Кирилец.
Марсель Пля в Риге работал на Русско-Балтийском Вагонном заводе в Отделе автомобилей, судя по этой фотогтрафии, в сборочном цеху.

24 сентября 1915 г. прибыл в Псков и «зачислен в списки Эскадры и строевой роты с прикомандированием к моторным мастерским Эскадры». Чуть позже попадает в команду «Илья Муромец Х» военного лётчика Констенчика в качестве моториста. В марте 1916-го Марсель вместе с воздушным кораблём убывает на Северный фронт в Зегевольд, во 2-й боевой отряд «Муромцев». 10-й корабль поручика Констенчика успел совершить на фронте всего три боевых полёта (26 марта, 10 и 13 апреля 1916 г.). Моторист Пля за три вылета сумел заслужить два солдатских Георгия. В наградных документах его фамилия была записана как Пла.

Марсель Пля с двумя Георгиевскими крестами

Младший унтер-офицер Марсель Пля приказом 12-й армии за № 349 от 11 апреля 1916 г. награждён Георгиевским крестом 4-й степени №527648 за то, что «26 марта 1916 г., во время боевого полёта на корабле «Илья Муромец Х», когда лопнувшим гибким валом счётчика была разрезана трубка, соединяющая водяную помпу с водяной трубой, и вода широкой струей начала выливаться через отверстие в трубке и грозило гибелью для мотора и необходимостью спускаться на первой же подходящей площадке, не долетев до аэродрома, сам без напоминания быстро учёл обстановку и могущие произойти последствия этого, вылез на крыло под сильным артиллерийским огнём и в виду невозможности исправить в полёте, зажал отверстие руками и прекратил дальнейшее вытекание воды. Просидел на крыле 1 час 10 минут, чем и дал возможность вернуться домой и сесть на аэродроме».

Вторую награду — Георгиевский крест 3-й степени за № 10432 получил по приказу начальника Штаба Верховного Главнокомандующего № 542 от 25 апреля 1916 г. за то, что «13 апреля 1916 года, при полёте на воздушном корабле № 10, подвергаясь сильному обстрелу зенитных орудий противника во время бомбардировки ст. Даудзевас, всё время находился на верхней площадке корабля, наблюдая за появлением противника в воздухе. В то время, когда одновременно разорвавшимися тремя снарядами был тяжело ранен командир корабля и корабль, сильно повреждённый и потерявший скорость, начал падать вниз, оставаясь на своём посту, доблестно и самоотверженно исполнял возложенную на него обязанность и только лишь по приказанию артиллерийского офицера, сошёл во внутрь кабины. Вылез на крыло и в течение 20 минут производил исправление подбитых трёх моторов и помогал помощнику командира корабля благополучно довести корабль до аэродрома».

Воздушный корабль «Илья Муромец Х» после бомбардировки ст. Даудзевас
Воздушный корабль «Илья Муромец Х» после бомбардировки ст. Даудзевас

Эдгар Меос, в далёком 1961 г. писал в своей заметке «Негр Пля — моторист «Муромца»: «Во время этих драматических событий у пулемёта на верхней площадке находился моторист корабля старший унтер-офицер негр Марсель Пля. Он спасся благодаря тому, что привязал себя поясом к самолёту. Там, на верхней площадке, при скольжении корабля на крыло, ему пришлось, по его словам, натерпеться стразу, что, впрочем, не помешало ему, спустившись в каюту корабля, не без юмора заявить «Так падать я больше не желаю». Затем он вылез на крыло и исправил повреждение одного мотора».

Марсель Пла 1
«Наша воздушная стража (Из хроники …-го армейского авиационного отряда)» статья из журнала «Огонёк» за 23 октября 1916 г.

В журнале «Огонёк» за 23 октября 1916 г. опубликована заметка «Наша воздушная стража (Из хроники …-го армейского авиационного отряда)». В ней говорится о деятельности 16-го корпусного авиаотряда (упоминаются фамилии пилотов: Сычёв, Янковский, Лерхе, Стржижевский…) и неожиданно среди отрядных фото улыбающийся темнокожий — Марсель Пля! Тот самый, что служил на «Муромцах».

Итак, корреспондент «Огонька» пишет: «… В тяжёлой работе, в вихревой смене событий незаметно менялся состав физиономий отряда.

Здорово, Марсель!

Здравим желаим вашискороди!

Как живёшь?

Ничиво живём помалиньку

Искрятся чёрным-чёрные глаза, сверкают зубы и лоснится широкий негритянский нос-арап. Только как же: на голове русская солдатская фуражка, на ногах брезентовые голенища, и такое отчётливое «здравим жилаим». Всякий к нему с вопросом:

Как ты сюда попал?

Марсель охоч поговорить. Русским языком он владеет отлично, только окончания заглатывает. Любит щегольнуть солдатскими словечками, забористыми, как стручковый перец.

Он сын далёких волшебных островов Тихого океана, где солнце повенчано с морем и у них дети счастливые, острова полные улыбок, цветов и шёпота волн.

И в его крови растворённое солнце и песни синих приливов.

Марсель Пля — французский гражданин. Девять лет назад его мать была привезена богатыми людьми в Россию в качестве няньки и с нею курчавый и бойкий подросток.

Холодная Россия стала второй родиной чёрному Пля. Теперь он женат на русской, имеет ребёнка.

Когда началась война, он, как французский подданный, должен был явиться в ряды Жоффра, но остался, вступив добровольцем в русскую армию, сначала в качестве шофёра, потом моториста на воздушном корабле.

На «Илье Муромце» он заработал два креста».

Матрикюл Марселя Пля
Матрикюл Марселя Пля

В 1918-м Марсель вернулся во Францию. С 6 апреля 1918 года по 16 мая 1918 года служил во Франции во внутренних войсках, затем с  14 октября 1918 года по 20 сентября 1919 года служил в Чехословакии. 

В оформленном после войны в 1921 году матрикюле приводятся не только биографические сведения но и описание внешнего вида Марселя Пля.

Описание:
Волосы: черные, брюнет
Глаза: черные
Лоб: высокий
Нос: средний
Рост: 1 м 66 см.

Недостатки: Шрамы на ногах

19 августа 1951 г. он скончался улице Дидо, 96, в госпитале (hôpital de Broussais-la-Charité) — «Марсель Франсуа Гийом Пля, проживающий в Монруж (Сена), ул. Банйо, 94, рождённый в Париже, в 17-м округе, 18 февраля 1890 г., механик, сын Мари Раджонд Пля, покойной. Не женат»

Заканчивая свой рассказ о нем, хотелось бы поблагодарить Людмилу Забулис из города Холон в Израиле за предоставление перевода с призывного свидетельства (матрикюля) Марселя Пля.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Приказ по Эскадре Воздушных Кораблей

24 сентября 1915 года

№270

гор. Псков

§ 20.

Прибывшего на службу в Эскадру 1-й Запасной автомобильной роты охотника Марселя Пла полагать на лицо, зачислив в списки Эскадры и строевой роты с прикомандированием к моторным мастерским Эскадры.

РГВИА. Ф. 13898. Оп.1. Д.1. Л.478.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

13 апреля 1916 г. полет №3. Корабль «Илья Муромец Х-й»

экипаж: командир в.л. поручик Констенчик А.М., помощник в.л. поручик Янковиус В.Ф., артофицер поручик Шнеур Г.Н., механик ст. унтер-офицер Касаткин П.А., мл. моторист мл. у.-о. Марсель Пла

нагрузка: бомб 1п.- 20 шт; бензина 30п., масла 8п., вооружение: 6 р-п. Мадсена, 1250 патр.

задание: произвести разведку р-на Фридрихштадт, ст. Даудзевас по линии ж/д до ст. Нейгут — мз. Пулькарн — мз. Бергомонде, бомбометание из Зегевольда, 3 ч 40 мин

результаты: «…при переходе позиций корабль все время находился под ураганным огнем зенитных и полевых батарей. На первом круге осколками снаряда был легко ранен в левую руку артофицер поручик ШНЕУР и затем пробит фотогр. аппарат, несмотря на это был сделан второй круг и поручик ШНЕУР продолжал бомбометание. В момент вторичного сбрасывания бомб тремя одновременно разорвавшимися шрапнелями был тяжело ранен в грудь навылет и свалился без чувств командир корабля военлет поручик КОНСТЕНЧИК, застрявший ногами в педалях и подбиты сразу 3 мотора. Корабль взмыл вверх носом и потеряв скорость начал падать. Помощник командира ЯНКОВИУС в этот момент находившийся по приказанию командира у бомбомета и окончивший помогать КАСАТКИНУ перерезку предохранительных веревочек у бомб, заметивший неестественное движение корабля, и увидев падающего с кресла командира, стремительно бросился к управлению, правой рукой столкнул командира с кресла и одновременно левой начал выравнивать корабль, это ему и удалось после вертикального падения 150 м и окончательно выровнял корабль на высоте 1500 м, в тот же момент механик КАСАТКИН вытянул командира из педалей и тросов и вытащил его за первый крест, где вдвоем с артофицером сделали ему первую перевязку. ПЛА до обратного перехода позиций оставался на своем посту на верхней площадке, а после перехода спустился вниз и вылез на левое крыло и смотрел моторы N1 и N2, но сделать ничего не мог ввиду того, что пробоины находились непосредственно за винтами. ЯНКОВИУС выровняв корабль, быстро ориентировался и сделав крутой вираж, повернул на Двину, перейдя позиции на 1000 м, и с одним тянущим мотором умело довел корабль до аэродрома, причем на 1000 м вследствие сильного рему уже трепало корабль. Корабль получил следующие повреждения от снарядов противника:

 — пробиты радиаторы мотора N1 — двумя пулями, N2 — двумя пулями, N3 — одной;

 — винты мотора N2 — одной пулей, N3 — одной;

 — в передней части фюзеляжа 13 пробоин, из них 2 в передних стеклах (одна из которых тяжело ранила командира, а другая, пробив спинку кресла командира засела в оконной раме);

 — всего 70 пробоин.

При посадке корабль наткнулся на межу, перебитые лонжероны правых планов сломались и свернулись; все правое крыло, левое крыло и оба шасси целы, т.к. моторы N1,2,3 давали от 200 до 400 оборотов. Корабль отправится в Псков для возможного ремонта.»

Закрыть меню